Главное меню
13:32
Пойма р. Ока около г. Каширы 30.07.2016

В один из солнечных теплых дней конца июля решил отправится на юг Московской области. И выбор пал на Каширу, главным образом, из-за того, что там расположена ГРЭС, вода из которой сливается в водоем-отстойник, интересный в отношении населяющей его фауны. Т.к. вода, которая попадает в этот пруд, идет на охлаждение, скорее всего, она здесь всегда теплая и не замерзает круглый год. На Южном Урале в аналогичном биотопе была найдена популяция такого средиземноморского вида, как Erythromma viridulum, номинально встречающегося на несколько сот километров южнее.

Путь от станции Кашира не такой уж долгий, но, во-первых, что-то стал подводить навигатор, который упорно не ловил спутники, а во-вторых, по жаре каждый километр идется за два. Идти какое-то время пришлось по поселку, поэтому не исключал, что придется поплутать, но на удивление, как то сразу нашел кратчайший путь и нигде не ошибся. Хотя, как выяснилось потом, можно было ехать от станции Кашира на автобусе.

Наконец, после многочисленных поворотов дороги, поселок кончается, прямо по курсу – трубы ГРЭС, огороженные, естественно, высоченным забором с колючей проволокой, но мне сама ГРЭС не нужна. Дальше к охладителю ведет дорога, усыпанная каким-то черным пыльным гравием, с одной ее стороны тянутся дачи, с другой – заболоченная местность, по которой вода, сделавшая свое дело, стекает в пруд. В один момент деревья расступаются и охладитель предстает перед глазами – это довольно большой водоем, примерно 200*50м, а может и больше, особо не зарастающий, на котором видны темные и белые точки многочисленных птиц.

Подобраться к водоему не так просто, потому что тропа идет по возвышенности или точнее сказать по насыпи, которая круто обрывается к воде. Но все же на четвереньках спускаюсь и тут меня ждет разочарование. Берега озера, хоть и покрыты кое-где редкой растительностью, не проявляют признаков жизни в плане инсекто- и одонатофауны. А птиц много, включая цапель и крупных чаек, все они перелетают на почтительное расстояние и вновь рассаживаются на воду. Решаю немного пройтись по берегу – пейзаж здесь прямо таки необычный. Земля покрыта скудной растительностью и напоминает пустынный солончак. По этому лугу петляет протока, соединяющая ГРЭС с охладителем. Течение в ней быстрое, вода мутная. Иду обратно и уже поднявшись на насыпь встречаю нескольких Ishnura, увы elegans.

Ну что ж, эта часть вылазки получилась неудачной, однако пока день длинный и погода позволяет, хочется посмотреть еще что-нибудь в окрестностях, не зря же проделал такой длинный и утомительный путь. По карте километрах в 1,5 к северу вижу небольшой заболоченный участок. Делать нечего, держу путь туда. Идти приходится по открытым участкам мимо дач, постоянно хочется пить, но как-то терплю.

За очередным увалом моему взору открывается искомое место, но от жары болото настолько пересохло, что я не вижу почти ни одного участка открытой воды. Там, где судя по всему был пруд, осталось немало полувысохшей грязи. И тут на берегу вижу много стрекоз-люток, которые сразу приковали внимание нетипичной для наших мест желто-зеленой светлой окраской и крупным размером. Присматриваюсь – это же Lestes barbarus – а значит – новая точка в МО. Сразу же начинаю вглядываться в прибрежные кусты в надежде увидеть еще что-то новенькое, но видны только немногочисленные L. dryas и виды рода Sympetrum – их точно не определял, но визуально будто-бы представлены vulgatum, flaveolum и sanguineum. К сожалению, было уже довольно поздно и надо было двигать в обратный путь, но наверняка в таком «южном» биотопе найдутся еще интересные виды, так что зарекаюсь вернуться сюда если не нынче, то в следующем сезоне.

Интересно, что в этом биотопе совсем (!) не было открытой воды, если не брать во внимание увлажненые участки грунта, представляющие собой грязевую жижу. В литературе описывают, что для Л. Иноземки характерна приурочненность к временным водоемам, но я не ожидал, что именно здесь они найдут подходящие условия для себя и даже станут доминировать. По берегам пересохшего пруда вовсю шла яйцекладка этого вида в прибрежную растительность. В конце-концов, личинки стрекоз водные хищники-засадчики и должны в воде видеть свою жертву, по крайней мере так это происходит у других видов. Кто-знает, может быть этот водоем имеет сезонность и весной он пополнится водой, обеспечив нормальное существование личинок. В общем, пока вопрос развития Л. иноземки в практически безводных условиях остается для меня открытым.

Конструктор сайтов - uCoz